Заикание

Консультация  для  родителей

Рекомендации  родителям  заикающегося  ребенка
  
       1. Обязательно  соблюдать  режим  дня  (как в детском  саду).
       2. Соблюдать  режим  сна: ночью  спать  11-11,5 часов,  днем  1,5 часа             (укладывать спать  ребенка  не  позднее  21 часа).
3. Прием  витаминов:  В1 ,  В6 , В12 , В15 , С  (можно  поливитамины ).
4. Ввести  в  рацион  питания  больше  кисло-молочных  продуктов  и  фруктов  (особенно бананы).
5. Исключить  из  рациона  питания: острое, соленое, копченое, консервы         (все  эти  продукты  возбуждают  нервную  систему).
6. Предъявлять  единые  требования  к  ребенку  (требования  педагогов в  детском  саду  и  родителей  должны  быть  едины).
7. Исключить  просмотр  телевизора  (можно  смотреть  видео мультфильмы  отечественные).
8. Исключить  компьютерные  игры  и  игровые  приставки.
9. По  утрам  очень  осторожно  будить  ребенка  (постепенно  просыпаться, не торопить  ребенка).
10. Для  общего  расслабления,  хорошо  помогают  ванны  с хвойным  концентратом.
11. Принимать  ребенку  «Гематоген» (помогает  ослабить  силу  судорог).
12. Водолечение: подводный  массаж, душ, обливание, обтирание  теплой  водой.
13. Родителям  необходимо  создать благоприяную  обстановку  в  семье          (исключить  ссоры  и  конфликты).

14. Если  ребенок  сильно заикается  и  не  может  договорить  слово  до  конца, в момент  заикания  родители  могут  погладить  ребенка  обеими  руками  по  плечам  (сверху  вниз).  Давая установку:  «Не торопись»,         «Успокойся».         
    


Методы преодоления заикания

Правила и упражнения в плавной речи

Некоторые исследователи и логопеды-практики считают целесообразным сообщить заикающимся, а затем регулярно повторять с ними правила для упражнения в плавной речи. Предполагается, что по мере прохождения логопедического курса правила речи будут выполняться заикающимися автоматически и способствовать нормализации их речи. Впервые 12 правил для упражнения в плавной речи были разработаны А. Гуцманом и                    Г. Гуцманом в 1924 году. Но их применение актуально и в наши дни, широко применяется на практике и дает результаты.

1. Говори медленно и спокойно, т.е. выговаривай слог за слогом, слово за   словом, предложение за предложением.

2. Всегда уясни себе, что и как ты будешь говорить.

3. Не говори ни слишком громко, ни слишком тихо.

4. При разговоре стой или сиди прямо.

5. Прежде чем начать говорить, быстро и глубоко вдохни ртом.

6. Расходуй дыхание экономно. Во время разговора старайся по возможности задерживать дыхание.

7. Переходи всегда решительно и определенно в положение для произнесения гласных.

8. Направляй выдох не на гласный, а на согласный звук.

9. Никогда не нажимай на согласные; в случае необходимости говори ниже обыкновенного тона и несколько растягивай все гласные.

10. Когда слово начинается с гласного, то начинай его тихо и несколько пониженным тоном.

11. Растягивай долго первые гласные в предложении и связывай все слова предложения между собой, как будто все предложение представляет собой одно многосложное слово.

12. Всегда старайся говорить внятно и благозвучно.


Первые признаки заикания
Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

  • если ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже заикаясь) - если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить;
  • употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
  • повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
  • вынужденные остановки в середине слова, фразы;
  • затруднения перед началом речи.
Знание этих причин должно помочь родителям вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психоневрологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить
Если в семье есть заикающийся ребенок, важно помнить:


1.  Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога. В виду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий речевой режим.

2.  Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.

3.  Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает нервную систему ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.

4.  Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в семье, так и в детском саду, в школе.



5.  Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания.


6.  Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.

7.  Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.

8.  Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку.

9.  Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.

10.  Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений.

11.  Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий