ВАЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ
ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Артикуляция –
деятельность речевых органов
связанная с произнесением
звуков
речи
и различных их комплексов,
составляющих слоги, слова. К органам артикуляции
относятся – губы, язык,
мягкое небо, голосовые
связки, нижняя челюсть.
Разное звучание гласных
и согласных звуков
зависит в основном от
того, что
полость рта может менять
свою форму и объем
длагодаря наличию подвижных
органов
артикуляционного аппарата.
Благодаря хорошей подвижности
и
дифференцированной работы
мы правильно произносим
различные звуки как
изолированно, так
и в речевом
потоке.
Дефекты в строении
артикуляционного аппарата вызывают
нарушение
звукопроизношения:
1.
Отклонения
в строении челюстей
и зубов: - неправильный
прикус ( глубокий прикус, открытый передний
прикус, открытый боковой прикус,
прямой прикус, прогнатия,
прогения)
- аномалии
зубов ( редкое расположение
зубов, расположение зубов вне челюстной
дуги, слишком мелкие зубы, кривые
зубы)
2.
Аномалии в строении языка:
слишком большой язык,
слишком маленький,
короткая уздечка языка ( подъязычная связка) не позволяющая языку подниматься
вверх.
3.
Аномалии
в строении мягкого
и твердого неба:
расщелины мягкого и
твердого неба, слишком
высокое, слишком низкое
твердое небо.
4.
Аномалии
в строении губ:
недоразвитие губ, расщелина верхней
губы.
Аномалии
в строении артикуляционных органов
по - разному влияют на
звукопроизношение. Например, короткая
уздечка - нарушено произношение
лишь
отдельных звуков
( Р-Л), а
расщелина неба - нарушается
произношение всех звуков.
Точность, сила и
дифференцированность
движений органов артикуляционного
аппарата
не проявляется у
ребенка сразу, она
вырабатывается постепенно, в
процессеречевой деятельности.
Чтобы помочь ребенку
выработать эти движения,
необходимо
проводить артикуляционную гимнастику.
Она включает упражнения
для
тренировки
подвижности и переключаемости органов
артикуляции, отработки
определенных
положений губ, языка,
необходимых как для
правильного
произношения
всех звуков, так и
для каждого звука
той или иной
группы.
Эти
упражнения подбираются исходя
из правильной артикуляции
звука с учетом
конкретного его
нарушения у ребенка.
Упражнения объединяют в
комплексы,
каждый комплекс
имеет определенную направленность:
- упражнения, вырабатывающие основные
движения и положения
органов артику-
ляции;
- упражнения,
способствующие выработке движений
и положений органов
арти-
куляционного аппарата,
необходимых для правильного
произнесения свистящих
звуков;
-
упражнения, для правильного
произнесения шипящих звуков;
-
упражнения для правильного
произнесения звуков Р-Л.
Поэтому
артикуляционную гимнастику необходимо
проводить ежедневно, перед
зеркалом, примерно
5 минут. Гимнастика
проводится сидя, спина
прямая, руки
и
ноги находятся в
спокойном положении.
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Упражнения для
языка
· «ЛОПАТОЧКА» Рот открыт, широкий
расслабленный язык лежит
на нижней губе.
· «ЧАШЕЧКА»
Рот широко открыт.
Передний и боковые
края широкого языка
подняты, но
не касаются зубов.
· «ИГОЛОЧКА»
Рот открыт. Узкий
язык выдвинут вперед.
· «ГОРКА»
Рот открыт. Кончик
языка упирается в
нижние резцы, спинка
языка поднята вверх.
· «ГРИБОК»
Рот открыт. Язык
присосать к небу.
· «ЧАСИКИ»
Рот приоткрыт. Губы
растянуты в улыбку.
Кончиком узкого языка
попеременно тянуться к
уголкам рта.
· «КАЧЕЛИ»
Рот открыт. Напряженным
языком тянуться к
носу и подбородку
либо к верхним
и нижним резцам.
· «ФУТБОЛ»
Рот закрыт. Напряженным
языком упереться то
в одну, то
в другую щеку.
· «ПОЧИСТИТЬ
ЗУБЫ» Рот
закрыт. Круговым движением
языка провести между
губами и зубами.
· «ЛОШАДКА»
Присосать язык к
небу, щелкнуть языком.
Цокать медленно и
сильно, тянуть подъязычную
связку.
· «ГАРМОШКА»
Рот раскрыт.
Язык присосать к
небу. Не отрывая
язык от неба,
сильно оттягивать вниз
нижнюю челюсть.
· «МАЛЯР»
Рот открыт. Широким
кончиком языка, как
кисточкой, ведем от
верхних резцов до
мягкого неба.
· «ВКУСНОЕ
ВАРЕНЬЕ» Рот
открыт. Широким языком
облизать верхнюю губу
и убрать язык
в глубь рта.
· «ОБЛИЖЕМ
ГУБКИ» Рот
приоткрыт. Облизать сначала
верхнюю, затем нижнюю
губу по кругу.
|
Упражнения для
губ
· «УЛЫБКА»
Удерживание губ в
улыбке. Зубы не
видны.
· «ЗАБОРЧИК»
Верхние и нижние
зубы обнажены. Губы
растянуты в улыбке.
· «ТРУБОЧКА»
Вытягивание губ вперед
длинной трубочкой.
· «ХОБОТОК»
Вытягивание сомкнутых губ
вперед.
· «БУБЛИК»
Зубы сомкнуты. Губы
округлены и чуть
вытянуты вперед. Верхние
и нижние резцы
видны.
· «КРОЛИК»
Зубы сомкнуты. Верхняя
губа приподнята и
обнажает верхние резцы.
Чередование положений
губ: «ЗАБОРЧИК» - «БУБЛИК»;
«УЛЫБКА» - «ХОБОТОК» .
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий