Артикуляционная гимнастика

ВАЖНОСТЬ  РАЗВИТИЯ  ОРГАНОВ  АРТИКУЛЯЦИИ
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

        Артикуляция – деятельность  речевых  органов  связанная  с  произнесением  звуков
речи  и различных  их  комплексов,  составляющих  слоги, слова.  К  органам  артикуляции
относятся – губы,  язык,  мягкое небо, голосовые  связки,  нижняя  челюсть.
     Разное  звучание  гласных  и  согласных  звуков  зависит  в основном  от  того, что
полость рта  может менять  свою  форму  и  объем длагодаря  наличию  подвижных 
органов  артикуляционного  аппарата. Благодаря  хорошей  подвижности  и 
дифференцированной  работы  мы  правильно  произносим  различные  звуки  как
изолированно,  так  и  в  речевом  потоке.
     Дефекты  в  строении  артикуляционного  аппарата  вызывают  нарушение 
 звукопроизношения:
1.     Отклонения  в  строении  челюстей  и зубов:                                                                            -  неправильный  прикус  ( глубокий  прикус, открытый  передний  прикус,       открытый      боковой  прикус,  прямой  прикус,  прогнатия,  прогения)
      -  аномалии  зубов  ( редкое  расположение  зубов, расположение  зубов  вне                                 челюстной  дуги, слишком  мелкие зубы,  кривые  зубы)
     2.  Аномалии  в строении  языка:  слишком  большой  язык,  слишком  маленький,
          короткая  уздечка  языка ( подъязычная  связка) не позволяющая  языку подниматься
          вверх.
3.     Аномалии  в  строении  мягкого  и  твердого  неба:  расщелины  мягкого  и  твердого  неба,  слишком  высокое,  слишком  низкое  твердое  небо.
4.     Аномалии  в  строении  губ:  недоразвитие  губ, расщелина  верхней  губы.   
Аномалии  в  строении  артикуляционных  органов  по - разному  влияют  на  звукопроизношение.  Например,  короткая  уздечка -  нарушено  произношение  лишь
отдельных  звуков  (  Р-Л),  а  расщелина  неба -  нарушается  произношение  всех  звуков.
     Точность,  сила  и  дифференцированность  движений  органов  артикуляционного
аппарата  не  проявляется  у  ребенка  сразу,  она  вырабатывается  постепенно,  в
  процессеречевой  деятельности.  Чтобы  помочь  ребенку  выработать  эти  движения,
  необходимо  проводить  артикуляционную  гимнастику.  Она  включает  упражнения  для
  тренировки  подвижности  и  переключаемости  органов  артикуляции,  отработки
  определенных  положений  губ,  языка,  необходимых  как  для  правильного
  произношения  всех  звуков,  так и  для  каждого  звука  той  или  иной  группы.
       Эти  упражнения  подбираются  исходя  из  правильной  артикуляции  звука  с  учетом
конкретного  его  нарушения  у  ребенка.  Упражнения  объединяют  в  комплексы,
каждый  комплекс  имеет  определенную  направленность:
     - упражнения,  вырабатывающие  основные  движения  и  положения  органов  артику-
        ляции;
     -  упражнения,  способствующие  выработке  движений  и  положений  органов  арти-
         куляционного  аппарата, необходимых  для  правильного  произнесения  свистящих
         звуков;
     -  упражнения,  для  правильного  произнесения  шипящих  звуков;
     -  упражнения  для  правильного  произнесения  звуков  Р-Л.

Поэтому  артикуляционную  гимнастику  необходимо  проводить  ежедневно, перед
зеркалом,  примерно  5 минут. Гимнастика  проводится  сидя,  спина  прямая,  руки
и  ноги  находятся  в  спокойном  положении.       



КОМПЛЕКС  АРТИКУЛЯЦИОННОЙ  ГИМНАСТИКИ
Упражнения  для  языка

·       «ЛОПАТОЧКА»     Рот открыт,  широкий  расслабленный  язык  лежит  на  нижней  губе.
·       «ЧАШЕЧКА»    Рот  широко  открыт.  Передний  и  боковые  края  широкого  языка   подняты,  но  не  касаются  зубов.
·       «ИГОЛОЧКА»  Рот  открыт.  Узкий  язык  выдвинут  вперед.
·       «ГОРКА»   Рот  открыт.  Кончик  языка  упирается  в  нижние  резцы,  спинка  языка    поднята  вверх.
·       «ГРИБОК»   Рот  открыт.  Язык  присосать  к  небу.
·       «ЧАСИКИ»   Рот  приоткрыт.  Губы  растянуты  в  улыбку.  Кончиком  узкого  языка  попеременно  тянуться  к  уголкам  рта.
·       «КАЧЕЛИ»   Рот  открыт.  Напряженным  языком  тянуться  к  носу  и  подбородку  либо  к  верхним  и  нижним  резцам.
·       «ФУТБОЛ»   Рот  закрыт.  Напряженным  языком  упереться  то  в  одну,  то  в  другую  щеку.
·       «ПОЧИСТИТЬ  ЗУБЫ»   Рот  закрыт.  Круговым  движением  языка  провести  между  губами  и  зубами.
·       «ЛОШАДКА»   Присосать  язык  к  небу,  щелкнуть  языком.  Цокать  медленно  и  сильно,  тянуть  подъязычную  связку.
·       «ГАРМОШКА»   Рот  раскрыт.  Язык  присосать  к  небу.  Не  отрывая  язык  от  неба,  сильно  оттягивать  вниз  нижнюю  челюсть.
·       «МАЛЯР»   Рот  открыт.  Широким  кончиком  языка,  как  кисточкой,  ведем  от  верхних  резцов  до  мягкого  неба.
·       «ВКУСНОЕ  ВАРЕНЬЕ»   Рот  открыт.  Широким  языком  облизать  верхнюю  губу  и  убрать  язык  в  глубь  рта.
·       «ОБЛИЖЕМ  ГУБКИ»   Рот  приоткрыт.  Облизать  сначала  верхнюю,  затем  нижнюю  губу  по  кругу.
Каждое  упражнение  выполняется  6 – 8  раз.
                                                                                        

Упражнения  для   губ

·       «УЛЫБКА»    Удерживание  губ  в  улыбке.  Зубы  не  видны.
·       «ЗАБОРЧИК»   Верхние  и  нижние  зубы  обнажены.  Губы  растянуты  в  улыбке.
·       «ТРУБОЧКА»   Вытягивание  губ  вперед  длинной  трубочкой.
·       «ХОБОТОК»   Вытягивание  сомкнутых  губ  вперед.
·       «БУБЛИК»   Зубы  сомкнуты.  Губы  округлены  и  чуть  вытянуты  вперед.  Верхние  и  нижние  резцы  видны.
·       «КРОЛИК»   Зубы  сомкнуты.  Верхняя  губа  приподнята  и    обнажает  верхние  резцы. 
Чередование  положений  губ:   «ЗАБОРЧИК» - «БУБЛИК»;
                                                       «УЛЫБКА» - «ХОБОТОК» .

Комментариев нет:

Отправить комментарий