Рекомендации для родителей

ДЕФЕКТЫ   РЕЧИ
          Вашему  малышу  три  года…   Вроде  бы  он  и  развивается  вполне  нормально,  однако  говорит  почему-то  не  очень  хорошо?  Овладевать  звуками  кроха  начинает  с  самого  раннего  детства.  Только  у  кого-то  из  малышей  этот  процесс  проходит  гладко  и  без  эксцессов,  а  у  кого-то  долгое  время  никак  не  получается  выговорить  то  или  иное  слово. 
        Знакомство  со  звуками
       Для  начала  родителям  следует  запомнить,  что  звуки  усваиваются  не  изолированно,  не  сами  по  себе,  а  в  процессе  постепенного  овладения  навыками  произношения  отдельных  слов  и  целых  фраз.  Поэтому-то карапузы  так  коверкают  слова,  вызывая  у  родителей  смех.  Кстати,  смеяться  не  стоит,  иначе  кроха  в  следующий  раз  ни  за  что  не  скажет  требуемого  слова.
        Особенные  причины
       При  нормальном  ходе  речевого  развития  не  позднее  чем  к  5  годам  малыш  должен  овладеть  правильным  произношением  всех  звуков   речи.   Если  же  этого  не  происходит,  то  так  называемое  «возрастное  косноязычие»  уже  перестает  быть  «возрастным».  Такая  задержка  свидетельствует  о  наличии  каких-то  особых  причин,  мешающих  крохе  своевременно  овладеть  правильным  произношением  звуков.  Так  что  здесь  уже  приходится  говорить  о  нарушениях  звукопроизношения,  требующих  специальной  помощи  логопеда.  Кроме  того,  Вам  следует  помнить  и  о  том,  что  есть  некоторые  причины,  которые  с  самого  начала  нельзя  относить  к  «возрастному  косноязычию».  Эти  особенности  не  пройдут  с  возрастом,  поэтому  тут  следует  не  пропустить  момент  и  как  можно  скорее  обратиться  к  специалистам.
       Если  у  Вашего  малыша…
1.    Неправильное  строение  челюстей  и  зубов.  Если  у  малыша  зубки  деформированы,  неправильно  расположены,  то  это  может  стать  причиной  неправильного  произношения  слов.  Также  дефекты  могут  проявляться  из-за  слишком  выступающей  вперед  верхней  или  нижней  челюстей.  При  дефектах  в  строении  челюстей  и  зубов  чаще  страдают  свистящие  и  шипящие  звуки.  В  этом  случае    врачи  рекомендуют  поставить  малышу  так  называемые  пластинки-скобы.  Они  исправляют  прикус,  вернув  речи  нормальное  звучание.
2.    Слишком  большой  или  слишком  маленький  язык.  Этот  дефект  встречается  не  часто,  но  он  также  затрудняет  нормальное  артикулирование  звуков.  Этот  дефект  можно  устранить  лишь  при  помощи  специальных  логопедических  упражнений.
3.    Короткая  подъязычная  связка  (уздечка  языка).  Язык  при  этом  лишается  необходимой  подвижности,  а  главное – он  не  может  подниматься  вверх.  От  этого  страдают  звуки  Р и Л,  при  очень  короткой  уздечке  нарушается  и  произношение  шипящих  звуков.  Избавиться  от  этого  дефекта  можно  при  помощи  несложной  операции,  когда  ребенку  слегка  подсекают  уздечку.
4.    Расщелина  верхней  губы.  Она  приводит  к  дефектам  произношения  губных  звуков  ( П,  Б,  М ),  в  образовании  которых  активно  участвуют  губы.  Этой  проблеме  чаще  всего  сопутствуют  расщелины  твердого  и  мягкого  неба,  что  приводит  к  появлению  нозальности    ( гнусавости)  и  к  дефектному  произношению  почти  всех  звуков  речи.   Избавиться  от  этой  проблемы  можно  только  оперативным  путем.
5.    Недостаточная  подвижность  речевых  органов  или  слабая  подвижность  речевых  органов  состоит  из  нескольких  нюансов.  Чаще  всего  встречаются  парезы  (слабость)  мышц  губ  и  отдельных  мышечных  групп  языка.  В  этих  случаях  язык  и  губы  не  могут  выполнять  движений,  необходимых  для  правильного  артикулирования  звуков.  При  помощи  специальных  упражнений  для  языка  и  губ,  а  так  же   логопедического  массажа  можно  укретить  органы  артикуляции  и  сделать  их  более  подвижными. 
В  таблице,  приведенной  ниже,  даны  примерные  сроки  окончательного  усвоения  детьми  гласных  и  согласных  звуков.

Возраст  в годах 
          1 - 2
           2 - 3
         3 - 5
            5-6

       Звуки


      А,  О,  Э
      П,  Б,  М


       И,  Ы,  У
Ф,  В,  Т,  Д,  Н,
     К,  Г,  Х,  Й


   С,  З,  Ц,  Ш,
        Ж,  Ч,  Щ

           Р,  Л
                   




Начало формы
Как организовать логопедические занятия дома

      Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь.
Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться.

- Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
- «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т. п.).
- Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т. д.
- Разрезные картинки из двух и более частей.
- Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».
- Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры, о которых говорится в разделе, посвященном этой теме: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки или спички и т. д.
- Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.
Основная трудность для родителей — нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей — игровая.
Все занятия должны строиться по правилам игры!
Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.
Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания. Возможно, вам придется ходить за малышом по комнате, показывать ему картинки, в то время как он будет сидеть под столом или качаться на своей любимой качалке-лошадке.
Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.
Советы логопеда
Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:
- игры на развитие мелкой моторики,
- артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),
- игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,
- игры на формирование лексико-грамматических категорий.
Количество игр — 2—3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики.
Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания.
Начинайте занятия с 3—5 минут в день, постепенно увеличивая время.
Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15-20 минут!
Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.
Лучшее время для занятий — утром после завтрака или во второй половине дня после сна. Разбейте блок игр и упражнений, которые вы запланировали на день, на несколько частей. Например, пальчиковую и артикуляционные гимнастики проведите утром, развитием речи позанимайтесь на прогулке, а развитием фонематического слуха — во второй половине дня.

Отложите занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует.
Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь ежедневно прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту. «Когда же можно все успеть?» — спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Возможно, другие педагоги посчитают это неправильным, ведь именно в такое вечернее время ребенок устал и его внимание рассеяно. Проверено! Чтение перед сном становится любимым занятием малыша — ведь еще 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами. Желательно, чтобы тема литературного произведения совпадала с лексической темой недели (см. далее).

Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками.
Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Если он назвал поезд «ту-ту», подтвердите его ответ двумя вариантами слова: «Да, это поезд, ту-ту».
Если же вы строго скажете, что это не «ту-ту», а поезд, возможно, в следующий раз малыш больше не захочет с вами общаться.
Не бойтесь начинать! Заведите тетрадь, где будете планировать занятия на каждый день. У каждой недели должна быть своя лексическая тема («Игрушки», «Весна» и т. д.). Все игры подбираются соответственно ей. В настоящем пособии тематическое планирование рассчитано на учебный год (с осени по лето). Вы же должны подбирать тему в соответствии с тем временем года, когда начнете занятия. Глупо говорить с ребенком, например, о снеге летом, ведь он, возможно, уже и забыл, что это такое.

Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии. Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребенок не воспринимает их в том виде, в каком они представлены в пособии.
Пользуйтесь дополнительной литературой! Если вас действительно волнует развитие вашего ребенка, вы захотите прочесть что-нибудь о речевых нарушениях и способах их преодоления.




КАК  ПОМОЧЬ  РЕБЕНКУ
ВЫПОЛНИТЬ  ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ

·       Регулярно  помогайте  малышу  справляться  с  домашним  заданием,  которое  еженедельно  по  пятницам  дает  учитель – логопед.  Это  постепенно  научит  ребенка  ответственности.
·       Настроение  ребенка  напрямую  зависит  от  настроения  взрослого.  Поэтому,  во  время  занятий  будьте  спокойны,  не раздражайтесь  и  не  злитесь  сами.
·       Максимальная  продолжительность  занятий  для  3-х  летних  детей  5 - 10  минут,  4-х  летних -  10-15,   5-ти  летних  составляет  20  минут,    6-ти летних – полчаса.  Но  это  не  относится  к  начальному  этапу  обучения!  Продолжительность  занятий  в  самом  начале  сугубо  индивидуальна:  один  ребенок  способен  уже  на  первом  занятии  интенсивно  работать  20  минут,  другой  едва  высиживает  пять  минут.   Запомните,  что  у  большинства  детей  на  начальном  этапе  обучения  работоспособность  невысокая,  внимание  быстро  истощается.  Если  ребенок,  отзанимавшись  5 -10  минут,  перестал  «слышать»  Вас,  это  означает,  что  он  просто  устал.  Ненадолго  поговорите  с  ребенком  на  другую  тему,  а  затем  продолжите  занятие.  Завершать  занятие  следует  непременно  на  оптимистической  ноте:  отмечайте   даже  малейшие  достижения  ребенка,  открыто  выражайте  свою  радость  и  уверенность  в  дальнейших  успехах.
·       Следует  часто,  но  ненавязчиво,  в  форме  игры  повторять  с  ребенком  изученный  материал  в  бытовых  ситуациях,  на  прогулке.
·       Обучающий  взрослый  должен  быть  великодушным,  щедрым  на  похвалу  и  ласку.  Занятия  же  по  принуждению,  может  быть  и  дадут  ребенку  знания,  но  интереса  к  учению  не  привьют  никогда.
·       Разумная  требовательность  взрослого  будет  только  на  пользу  ребенку,  так,  как  не  стоит  забывать,  что  недостаточное  развитие  воли  является  более  частой  причиной  неуспеваемости  в  школе.
·       Не  давайте,  пожалуйста,  ребенку  низких  оценок,  не  увлекайтесь  критикой  его  недостатков.  Значительно  эффективнее  действует  похвала!  Не  страшно,  если  она  будет  несколько  завышенная:  получая  ее  в  качестве  «аванса»,  ребенок  всеми  силами  будет  стараться  ей  соответствовать.                 



Эффективность коррекционной работы учителя-дефектолога значительно увеличится, если Вы будете придерживаться следующих рекомендаций:

1.    Во время совместных мероприятий в выходные дни (прогулки, походы в парк, театр, кино), в вечернее время дома старайтесь как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса и развитию связной речи Вашего ребёнка, беседуя с на различные темы. Постоянно привлекайте внимания к окружающему. При разговоре необходимо вводить в активный словарь новые, незнакомые для ребёнка слова. Чем шире и богаче словарный запас ребёнка, тем глубже его мышление. Задав вопрос добиваться полного, развёрнутого ответа, содержащего все части речи (не исключая прилагательных). Заметив неточности в употреблении слов, их согласовании в предложении надо сразу исправлять ошибки, давая правильный образец. Обращайте внимание на выразительность речи ребёнка, чёткость проговаривания слов. Помните, что ваша речь служит вашему ребёнку примером для подражания!

2.    Ввести в семейную практику ежедневное чтение  произведений детской художественной литературы вслух взрослыми (мама, бабушка), с обязательной беседой по содержанию прочитанного. Помните, что без словарной работы, без объяснения непонятных слов и выражений чтение любой, даже самой хорошей детской книжки будет бесполезным занятием. Обращайте внимание на красоту, многообразие русского языка.
     3. Рассматривание картинок, иллюстраций в книгах, совместное           составление рассказов по ним. Учите ребёнка фантазировать, выдумывать     различные истории, логично и  последовательно выражать свои мысли.

4. Создайте дома условия, чтобы ребенок как можно чаще лепил из пластилина, рисовал карандашами и красками, выполнял разнообразную работу с ножницами, застегивал пуговицы и т.д. Все виды работ, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук являются важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, повышающим работоспособность коры головного мозга.

5.  Ежедневное выполнение артикуляционной гимнастика перед зеркалом. Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений. Вначале движения выполняются медленно, неторопливо, по мере овладения ими темп увеличивается. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счёт.

6.    Обязательное выполнение домашних заданий по автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, а затем и в текстах, связной речи. Старайтесь точно выполнять все рекомендации, прописанные в тетради для домашних заданий.

7. Нельзя прекращать занятия с ребёнком по исправлению звукопроизношения во время каникул, в выходные дни, иначе проделанная работа может пойти насмарку: недостаточно автоматизированные звуки могут «потеряться» и придётся начинать работу по их постановке заново.




                                                                           

Комментариев нет:

Отправить комментарий