Задержка психического
развития.
Клиническая
систематика задержки психического развития
Задержка психического развития – особый
тип нарушения интеллекта, проявляющийся в нарушении нормального темпа
психического развития ребенка.
Задержка психического
развития может быть вызвана различными причинами. Явление ЗПР неоднородно как
по патогенезу, так и по структуре дефекта. В зависимости от причин,
обусловливающих отставание в развитии, выделяют основные клинические типы ЗПР:
1. ЗПР конституционального происхождения.
2. ЗПР соматогенного происхождения.
3. ЗПР психогенного происхождения.
4. ЗПР церебрально-органического происхождения.
Каждый из этих типов ЗПР имеет свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности, нередко осложнен рядом болезненных признаков - соматических, энцефалопатических, неврологических.
Представленные клинические типы наиболее стойких форм ЗПР в основном отличаются друг от друга именно особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии развития: структурой инфантилизма и характером нейродинамических расстройств. В замедленном темпе формирования познавательной деятельности с инфантилизмом связана недостаточность интеллектуальной мотивации и произвольности, а с нейродинамическими расстройствами - тонус и подвижность психических процессов.
1. ЗПР конституционального происхождения. Речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме (неосложненном психическом и психофизическом инфантилизме, по классификации М. С. Певзнер и Т. А. Власовой), при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость.
Гармонический инфантилизм является как бы ядерной формой психического инфантилизма, в котором черты эмоционально-волевой незрелости выступают в наиболее чистом виде и часто сочетаются с инфантильным типом телосложения..
2. ЗПР соматогенного происхождения. Этот тип аномалии развития обусловлен длительной соматической недостаточностью различного генеза: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь сердца (В. В. Ковалев, 1979).
В замедлении темпа психического развития этих детей значительная роль принадлежит стойкой астении, снижающей не только общий, но и психический тонус. Нередко имеет место и задержка эмоционального развития - соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда индуцированными и режимом определенных ограничений и запретов, в котором находится соматически ослабленный или больной ребенок.
3. ЗПР психогенного происхождения. Этот тип ЗПР связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка.
Социальный генез этой аномалии развития не исключает ее патологического характера. Как известно, неблагоприятные средовые условия, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психического, в первую очередь эмоционального, развития. В таких случаях речь идет о патологическом (аномальном) развитии личности. Этот тип ЗПР следует отличать от явлений педагогической запущенности, не представляющих собой патологического явления, а ограниченных дефицитом знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации
1. ЗПР конституционального происхождения.
2. ЗПР соматогенного происхождения.
3. ЗПР психогенного происхождения.
4. ЗПР церебрально-органического происхождения.
Каждый из этих типов ЗПР имеет свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности, нередко осложнен рядом болезненных признаков - соматических, энцефалопатических, неврологических.
Представленные клинические типы наиболее стойких форм ЗПР в основном отличаются друг от друга именно особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии развития: структурой инфантилизма и характером нейродинамических расстройств. В замедленном темпе формирования познавательной деятельности с инфантилизмом связана недостаточность интеллектуальной мотивации и произвольности, а с нейродинамическими расстройствами - тонус и подвижность психических процессов.
1. ЗПР конституционального происхождения. Речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме (неосложненном психическом и психофизическом инфантилизме, по классификации М. С. Певзнер и Т. А. Власовой), при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость.
Гармонический инфантилизм является как бы ядерной формой психического инфантилизма, в котором черты эмоционально-волевой незрелости выступают в наиболее чистом виде и часто сочетаются с инфантильным типом телосложения..
2. ЗПР соматогенного происхождения. Этот тип аномалии развития обусловлен длительной соматической недостаточностью различного генеза: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь сердца (В. В. Ковалев, 1979).
В замедлении темпа психического развития этих детей значительная роль принадлежит стойкой астении, снижающей не только общий, но и психический тонус. Нередко имеет место и задержка эмоционального развития - соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда индуцированными и режимом определенных ограничений и запретов, в котором находится соматически ослабленный или больной ребенок.
3. ЗПР психогенного происхождения. Этот тип ЗПР связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка.
Социальный генез этой аномалии развития не исключает ее патологического характера. Как известно, неблагоприятные средовые условия, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психического, в первую очередь эмоционального, развития. В таких случаях речь идет о патологическом (аномальном) развитии личности. Этот тип ЗПР следует отличать от явлений педагогической запущенности, не представляющих собой патологического явления, а ограниченных дефицитом знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации
4. ЗПР церебрально-органического происхождения. Этот тип
ЗПР занимает основное место в данной полиморфной аномалии развития. Он встречается
чаще других вышеописанных типов, нередко обладает большей стойкостью и
выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в
познавательной деятельности.
Изучение анамнеза этих детей в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще - резидуального характера: патологию беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, несовместимость крови матери и плода по резус-, АВО- и др. факторам), недоношенность, асфиксию и травму в родах, постнатальные нейроинфекции, токсико-дистрофирующие заболевания первых лет жизни.
Изучение анамнеза этих детей в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще - резидуального характера: патологию беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, несовместимость крови матери и плода по резус-, АВО- и др. факторам), недоношенность, асфиксию и травму в родах, постнатальные нейроинфекции, токсико-дистрофирующие заболевания первых лет жизни.
Особенности познавательной и речевой деятельности детей с ЗПР
Дети с задержкой психического развития
имеют следующие особенности: недостаточный запас знаний и представлений об
окружающем, пониженная познавательная активность, замедленный темп формирования
высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности (им требуется
активная ориентировка в задании), нарушения различных сторон речи. Детям с ЗПР
свойственна пониженная обучаемость. Большую роль в структуре дефекта детей с
ЗПР играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами.
У таких детей позднее, чем у нормально
развивающихся сверстников, возникает период детского словотворчесва и
затягивается до 7-8 лет (Н.Ю. Борякова, Е.С. Слепович и др.).
В речи детей с ЗПР в основном
используются существительные и глаголы, причем предметный и глагольный
словарный запас низкий, неточный. Из прилагательных чаще всего употребляют
качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки (Е.В.
Мальцева, 1989).
Многие исследователи отмечают
недостаточную сформированность грамматического строя речи детей с ЗПР (Г.Н.
Рахмакова, 1987; Е.Ф. Соботович, 1984; Р.Д. Тригер, 1998; и др.). Чаще всего
встречаются нарушение порядка слов в предложении, пропуск отдельных его членов,
что связано с неполноценностью грамматического программирования. Часто
наблюдаются ошибки в употреблении предлогов (замены, пропуски), а также ошибки
в предложно-падежном управлении, в согласовании существительных с глаголами
прилагательными, отмечаются затруднения детей в образовании новых слов с
помощью суффиксов, приставок (Е.В. Мальцева, 1990).
Речь детей с ЗПР характеризуется
нарушением звукопроизносительной стороны, отмечается низкий уровень
ориентировки в звуковой действительности речи, трудности дифференциации звуков,
а также трудности в овладении звукобуквенным анализом (В.А. Ковшиков, 1967;
Е.В. Мальцева, 1989; Р.Д. Тригер, 1998).
Следующей особенностью детей данной
категории является своеобразие связной речи. Пересказ произведений (особенно
повествовательного характера) сложен для них; дети испытывают трудности в
составлении рассказа по серии картин; многим детям не удается выполнить задание
на составление творческого рассказа, рассказа-описания (Н.Ю. Борякова, 1983;
Н.А. Цыпина, 1994).
У детей с ЗПР недостаточно сформированы
регулирующая и планирующая функции речи. Слабость словесной регуляции действий
при задержке психического развития отмечал В.И. Лубовский (1978). Исследования
Н.Ю. Боряковой (1983) показали, что неполноценность речевой деятельности детей
с ЗПР связана с недостаточной сформированностью основных этапов порождения
речевого высказывания (замысел, внутреннее программирование и грамматическое
структурирование). Отмечается неполноценность не только спонтанной, но и
отраженной речи этих детей (Г.И. Жаренкова, 1961).
Комментариев нет:
Отправить комментарий