Методические разработки


Конспект  логопедического  занятия  в  старшей  интегрированной  с/к  группе  для  детей  с  ЗПР


 Тема:    Звуки   М,  Мь.  Буква  М
               Лексическая  тема  «Игрушки»
Цели:
      Коррекционно-образовательные         
·       Закреплять  правильное  произношение  звуков   -М-,  -Мь-,  умение  выделять  их  из  слов.
·       Сравнить  артикуляцию  звука  -М-  с  артикуляцией  гласных  звуков        -А-,  -У-,  -О-,  -Ы-.
·       Закрепить  термин  «согласный  звук».  Учить  условно  обозначать  согласные  звуки  (твердые  согласные – квадратом  синего  цвета,  мягкие  согласные – квадратом  зеленого  цвета).
·       Познакомить  с  буквой  -М-.
·       Закрепить  усвоение  местоимений  «мой»,  «моя»,  «мои».

Коррекционно-развивающие
·       Развивать  у  детей  фонематический  слух  и  восприятие.
·       Развивать  общую,  мелкую  и  артикуляционную  моторику.
·       Развивать  графические  навыки,  подготовка  руки  к  письму.
·       Развивать  мимическую  мускулатуру  лица.
·       Расширять  и  уточнять  словарный  запас. 
·       Развивать  психические  процессы:  внимание,  память,  восприятие,  воображение,  мышление.

Воспитательные
·       Положительно  настроить  детей  на  занятие.
·       Воспитывать  у  детей  самоконтроль  за  речью.
Демонстрационный  материал: 
игрушки  персонажей  к  сказке  «Три  медведя»;  «звуковые  домики»  (синий  и  зеленый);  картинки  с  изображением  меда  и  малины;  квадраты-символы  синего  и  зеленого  цветов;  игрушки:  машина,  матрешка,  гармонь,  мозайка,  пирамидка,  мотоцикл;  буква  -М-.
Раздаточный  материал:
 индивидуальные  карточки,  простые  и  цветные  карандаши.   

                                                                       
                                                                         
Ход  занятия
  1. Организационный  момент
Психогимнастика
      Дети,  вы  помните  сказку  «Три  медведя?» 
-  изобразите  сердитого  медведя.
-  Покажите,  как  испугалась  Машенька,  увидев  медведей.
-  Как  обрадовались  возвращению  Машеньки  ее  родители.
   2.   Сообщение  темы  занятия
       Перед  детьми  выставляется  кукла  Маша.
-  Это  Машенька  из  сказки  «Три  медведя».   Сегодня  мы  побываем  с  ней  в  гостях  у  трех  медведей  и  познакомимся  с  новым  звуком  -М-.
       Перед  детьми  выставляются  персонажи  сказки.
                                Маша  в  чаще  заблудилась,
                                К  трем  медведям  в  дом  явилась,  
                                Суп  у  мишки  похлебала, 
                                Стульчик  маленький  сломала.
3.    Характеристика  звуков  -М-,  -Мь-
-  В  каких  словах  вы  услышали  звук  -М-?  (Маша,  маленький…)
-  Звук  -М-   согласный,  потому  что  при  его  произнесении  воздух  встречает  преграду.  Этот  звук  звонкий.  Положите  руку  на  горлышко  и  произнесите  звук  -М-,  вы  почувствуете,  как  горлышко  «дрожит».  Звук       -М-   твердый,  мы  будем  обозначать  его  квадратом  синего  цвета.
-  Звук  -М-  согласный,  твердый  он  будет  жить  в  домике  синего  цвета.  
       4.  Звукоподражания
-  Произнесите  звук  -М-  громко  и  грозно,  как  ревет  медведь-папа.
-  Произнесите  звук  -М-  тише,  как  ревет  мама  медведица. 
-  Произнесите  мягкий  звук  -Мь-,  как  плачет  маленький  Мишутка.
-  При  произнесении  звука  -Мь-  свободно  ли  проходит  воздух?  (нет  воздух  встречает  преграду - губы).
-  Звук  -Мь--  согласный,  потому  что  при  его  произнесении  воздух  встречает  преграду.  Этот  звук  звонкий.  Положите  руку  на  горлышко  и  произнесите  звук  -Мь-,  вы  почувствуете,  как  горлышко  «дрожит».  Звук      -Мь-   мягкий,  мы  будем  обозначать  его  квадратом  зеленого  цвета,  он  будет  жить  в  домике  зеленого  цвета.
-  Давайте  сравним  как  мы  произносим  гласные  звуки  -А-,  -О-,  -У-,  -Ы-  и   согласный  звук  -М-.
      5.  Повторение  стихотворения  про  гласные  и  согласные  звуки:
                            Гласные  тянутся  в  песенке  звонкой,
                            Могут  заплакать  и  закричать,
                            Могут  в  кроватке  баюкать  ребенка,
                            Но  не  желают  свистеть  и  ворчать.
                            А  согласные…  согласны
                            Шелестеть,  шептать,  скрипеть,
                            Даже  фыркать  и  шипеть,
                            Но  не  хочется  им  петь.     
      6.  Развитие  фонематических  представлений
      Машенька  огорчилась,  что  сломала  стульчик  Мишутки.  Она  решила  пойти  к  медведям,  отнести  им  подарки  и  попросить  прощения.  Поможем  ей  подобрать  подарки  для  медведей.  В  их  названии  есть  звуки  -М-,   -Мь-.  Что  любят  медведи?   (мед  и  малину,  показываются  картинки)
      Определяется  позиция  звуков  -М-,  -Мь-,  синий  и  зеленый  квадраты  выставляются  в  окошки  звуковых  домиков.
-  Какие  игрушки  может  подарить  Машенька  маленькому  Мишутке.  Игрушки  должны  быть  со  звуками  -М-,  -Мь-.  (Машинку,  матрешку,  гармонь,  мозайку,  пирамидку,  мотоцикл.  Логопед  показывает  игрушки)
       7.  Усвоение  местоимений  «мой»,  «моя»,  «мои»
      Вот  мы  пришли  к  медведям.  Машенька  прощения  у  них  попросила,  подарки  им  вручила.  Стал  Мишутка  рассматривать  подарки  и  спрашивает:  «Теперь  это  будет  мой  машинка?  Это  моя  игрушки?»  научим  Мишутку  правильно  использовать  слова.  (Надо  говорить  «моя  машинка»,  «мои  игрушки».)
Дети  исправляют  ошибки  Мишутки:
      Мой  матрешка –                              мои  мозайка -
      Мои  гармошка –                              мой  пирамидка -
      Моя  мотоцикл -
       8.  Физминутка  
Ребята,  давайте  вместе  с  медвежонком  Мишуткой  сделаем  зарядку.
                               Мишка  вылез  из  берлоги,      
                               Огляделся  на  пороге.    (Повороты  влево  и  вправо.)
                               Чтоб  скорей  набраться  сил,
                               Головой  медведь  крутил.  (Вращения  головой.)
                               Наклонился  взад-вперед,
                               Вот  он  по  лесу  идет.     (Наклоны  вперед-назад.)
                               К  турнику  я  подхожу,
                               Перекладину  беру,
                               Мышцы  дружно  напрягаю,
                               Стройным,  крепким  быть  желаю!
                               Чтобы  сильным  стать  и  ловким,
                               Приступайте  к  тренировкам!
      9.  Игра  «Что  изменилось?»
      Мама-медведица  предлагает  Машеньке,  Мишутке  и  нам  поиграть.
Выставляются  игрушки.  Детям  нужно  запомнить  как  стоят  игрушки  и  закрыть  глаза.  Игрушки  переставляются.
-  А  теперь  откройте  глаза.  Что  изменилось?  (Игрушки  переставлены.  Раньше  матрешка  стояла  между  машиной  и  пирамидкой,  а  теперь  стоит…)
       Задание  повторяется  несколько  раз.
      10.  Знакомство  с  буквой  -М-
В  имени  Мишутки  тоже  первый  звук  -Мь-  он  согласный,  мягкий.
Мишутка  очень  хочет  узнать,  как  пишется  первая  буква  его  имени.
-  Звук   -М-,  -Мь-    обозначается  буквой  -М-  (показ  буквы).
-  Сколько  нужно  палочек,  чтобы  составить  букву  -М-?  (четыре)
-  Давайте  попробуем  сами  изобразить  букву  -М-. 
   Двое  детей  изображают  букву  -М-,  а  остальные  «прописывают»  букву  в  воздухе.
                              Взявшись  за  руки,  мы  встали,
                              И  на  -М-  похожи  стали.           (В.  Степанов)            
      11.  Работа  с  карточками
       Помогите  Мишутке  правильно  выполнить  задания.
Детям  выдаются  карточки  на  которых  задания  (на  букву  -М-)  разной  сложности.  Например:  обвести  букву  по  контуру  и  раскрасить,  заштриховать,  дописать  недостающие  элементы  и  т.д. 
     12.  Итог  занятия
-  С  какими  звуками  мы  сегодня  познакомились?
-  Какие  задания  выполняли?
-  Герои  какой  сказки  у  нас  были  на  занятии?                                                                               
        
Конспект  логопедического  занятия  в  старшей  интегрированной  с/к  группе  для  детей  с  ЗПР

Тема:    Зима.   Дикие  животные  зимой
Цели:
       Коррекционно-образовательные
·       Закрепить  знания  детей  о  характерных  признаках  зимы. 
·       Закреплять  знания  детей  о  диких  животных  наших  лесов, особенностях  их  внешнего  вида,  образа  жизни  (название     жилища);  умение  узнавать  и  называть  животных  и  их  детенышей.
Коррекционно-развивающие
·       Развивать  общую  моторику,  координацию  речи  с  движением.
·       Развивать  тактильную  чувствительность  и  тонкую  моторику.
·       Расширять,   уточнять  и  активизировать  словарь  по  лексической  теме  «Дикие  животные  зимой»  (белка,  лиса,  медведь,  волк,  заяц).
·       Развивать  грамматический  строй  речи:  образование  и  использование  существительных  с  суффиксом  -онок-,  употребление  предложных  конструкций.
·       Развивать  сильную  воздушную  струю,  сильный  выдох.
·       Развивать  психические  процессы:  внимание,  память,  зрительное восприятие,  воображение,  мышление.
Воспитательные
·        Положительно  настроить  детей  на  занятие.
·       Воспитывать  желание  совместно  выполнять  задания,  воспитывать  чувство  вежливости,  культуру  общения.
·       Воспитание  любви  и  бережного  отношения  к  природе.
Оборудование:
Магнитная  доска,  набор  магнитов, CD  с  записью  голосов  диких  животных  наших  лесов,  CD-проигрыватель,  контейнер,  заполненный  фасолью,  маленькая  елочка.  
Демонстрационный  материал:
Картинки  с  изображением  диких  животных:  заяц,  медведь,  волк,  лиса,  белка;  картинки  с  изображением  жилища  животного:  нора,  логово,  берлога,  дупло,  куст.        
Раздаточный  материал:
Массажные  кольца  «Антистресс»;  бумажные  снежинки;  игра-пазлы      «Потерялись  малыши».
                                                       
                                                      Ход  занятия
     1.  Организационный  момент
-  Сегодня  мы  отправляемся  с  вами  в  путешествие  по  волшебному  лесу.  Наверное,  сейчас  там  ягоды  и  грибы  растут,  бабочки  и  птицы  летают.  Правильно  я  говорю?
-  Почему  неправильно?
-  Потому  что  сейчас  зима.  А  что  бывает  зимой? 
-  Сейчас  в  лесу  зима,  все  в  снегу  и  холодно.  Как  мы  должны  с  вами  одеться,  чтобы  не  замерзнуть?  Давайте  оденемся.  (Дети  имитируют  надевание одежды.)
-  Мы  пойдем,  высоко  поднимая  ноги,  потому  что  снега  много,  он  глубокий. 
                       Высоко  шли  ноги 
                       По  снегу  без  дороги.
                       Как  тропинку  увидали,
                       По  тропинке  побежали.
-  Вот  мы  и  пришли  в  лес.  Как  много  снега  намело. 
       2.   Беседа
-  Дети,  а  кто  у  нас  живет  в  лесу?  (дикие  животные,  звери)
На  магнитной  доске  прикреплены  картинки  с  изображением  диких  животных  (картинки  перевернуты).
-  Отгадайте  загадки  и  увидите  какие  животные  спрятались.
                               Зимой  беленький, 
                               А  летом  серенький.
                               Никого  не  обижает,
                               А  всех  сам  боится.         (заяц)
                                                             Он  в  берлоге  спит  зимой
                                                             Под  большущею  сосной,
                                                             А  когда  придет  весна,
                                                             Просыпается  от  сна.        (медведь)
                               Кто  зимой  холодной 
                               Бродит  злой,  голодный?    (волк)
                                                             Хвост  пушистый,
                                                             Мех  золотистый,
                                                             В  лесу  живет,
                                                             В  деревне  кур  крадет.       (лиса)
                               Кто  по  елкам  резво  скачет
                               И  взлетает  на  дубы?
                               Кто  в  дупле  орехи  прячет,
                               Сушит  на  зиму  грибы?        (белка)
Рассматривание  вместе  с  детьми  картинок  животных.
-  Как  их  всех  можно  назвать  одним  словом?  (дикие  животные)
-  Почему  этих  животных  называют  дикими?  (сами  себе  добывают  пищу,  живут  в  лесу)
-  Зимой  заяц  какого  цвета,  а  летом?  (белый,  серый)
-  А зимой  можно  в  лесу  увидеть  медведя?  (зимой  медведь  спит  в  берлоге)
-  А  вы  знаете  голоса  диких  животных?  Послушайте  их  внимательно.
   Педагог  включает  запись  голосов  животных.
   Звучат  лай  лисы,  рычание  медведя,  голос  белки,  вой  волка.
   Дети  проговаривают  вместе  с  педагогом:
   -  Медведь  рычит.
   -  Волк  воет.
   -  Лиса  лает. 
 Как  холодно  в  лесу.  Я  уже  замерзла.
    Давайте  погреем  руки. 
    3.  Пальчиковая  гимнастика  и  массаж
-  Чтобы  наши  руки  согреть,  давайте  сделаем  массаж  «волшебным  колечком»  (педагог  раздает  детям  массажные  кольца - «антистресс»)
-  Согрелись  ваши  пальчики?  Давайте  еще  поиграем.
            
             Один,  два,  три,  четыре,  пять,     (загибают  пальчики  по  одному)
             Мы  во  двор  пришли  гулять.   (пальчики  «идут»  по  столу)
             Бабу  снежную  лепили,              («лепят»  снежный  ком)
             Птичек  крошками  кормили,     (изображают,  как  крошат  хлеб)
             С  горки  мы  потом  катались,   (изображают руками катание с горки)
             А  еще  в  снегу  валялись.          (кладут  ладошки  на  стол  то  одной, 
                                                                             то  другой  стороной)

3.     Игра  «Кто  где  живет?»    (найти  жилища  животных)
    На  доске  картинки  с  дикими  животными  (медведь,  лиса,  волк,  заяц,  белка).  На  столе  картинки  с  их  жилищами  (нора,  логово,  берлога,  дупло,  куст).  Дети,  вместе  с  педагогом  находят  «дом»  каждого  животного.  Картинку    с  изображением  жилища  ставят  рядом  с  картинкой   соответствующего  животного.
-  Лиса  живет  в  норе.
-  Белка  живет  в  дупле.
-  Медведь  спит  в  берлоге.
-  Волк  в  логове.
-  Заяц  под  кустом.
      5.  Игра  «Вьюга».   Отработка  сильной  воздушной  струи
-  Ребята,  а  когда  мы  с  вами  пришли  в  лес,  с  неба  все  время  падал  снег.  А  какого  он  цвета?  (белый).
-  А  еще  снежинки  какие?  (холодные,  колючие,  хрупкие)
-  А  посмотрите  под  нашей  елочкой  тоже  лежат белые  снежинки. 
Возьмите  каждый  по  снежинке.
-  Подул  сильный  ветер  и  наши  снежинки  закружились  и  полетели.  Началась  снежная  вьюга. 
Дети  кладут  снежинку  на  ладошку  и  дуют,  чтобы  снежинка  улетела.  
-  Ветер  перестал  дуть  и  вьюга  закончилась.  Положите  свои  снежинки  обратно  под  елочку.
     6.  Физкультминутка   «Медведь»
            Как  на  горке – снег,  снег,             (руки  поднимают  вверх)
            И  под  горкой   -  снег,  снег,          (приседают,  опускают  руки)
            И  на  елке – снег,  снег,                   (опять  встают  и  поднимают  руки)
            А  под  снегом  спит  медведь.       (изображают  спящего  медведя)
            Тише,  тише…  Не  шуметь!              (погрозить  пальчиком)
                             И.  Токмаков
     7.  Игра  «Потерялись  малыши»   (картинки-пазлы)
-  Ребята,  когда  была  снежная  вьюга,  то  у  наших  диких  животных  потерялись  детеныши.  Давайте  поможем  детенышам  найти  своих  мам  и  пап.
Педагог  приглашает  детей  к  столу,  на  котором  стоит  контейнер  с  фасолью,  среди  фасоли  спрятаны  картинки-пазлы  с  изображениями  детенышей  диких  животных.  Находят  маму  и  папу  каждого  детеныша  и  составляют  пазлы  в  правильной  последовательности. 
    Медведь – медведица – медвежонок
    Волк – волчица – волчонок 
    Лис – лиса – лисенок
    Заяц – зайчиха – зайчонок 
       
7.  Итог  занятия
-  Наше  путешествие  по  волшебному  лесу  закончилось.
-  Что  мы  делали  в  лесу?
-  С  какими  дикими  животными  познакомились?
Педагог  раздает  детям  маленькие  призы  за  хорошую  работу  на  занятии.


     





Комментариев нет:

Отправить комментарий